Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины

Основанный на реальной истории сделки ФБР с одним из самых опасных бостонских криминальных авторитетов 70-80-х Джеймсом Балджером (Уайти), фильм режиссёра Скотта Купера посвящён самым незатейливым и в то же время базовым вещам: дружбе, предательству и выбору жизненных ценностей. Собственно, эти три составляющие и выступают катализатором сюжета: в детстве паренька из Саути, бедного ирландского района Бостона, как-то раз защитил от школьных побоев уже тогда вызывавший уважение и трепет у сверстников парень по имени Джеймс Балджер. Прошло много лет, и заступник, оттрубив десять лет в Алькатрасе, стал мелким гангстером с большими криминальными амбициями, а «жертва», Джон Конноли, агентом ФБР, с повышением по службе вернувшимся в родной Бостон. Да, был у Джеймса Балджера ещё и младший брат, Уильям, решивший подвизаться на политическом поприще и немало в этом преуспевший. Именно к Уильяму Балджеру и пришёл однажды, памятуя о былой дружбе, Джон Конноли с предложением уговорить старшего брата стать информатором ФБР. В обмен на помощь в поимке крупной рыбы - главы итальянского мафиозного клана - Конноли пообещал Балджеру неприкосновенность для его банды. Так началась история рокового для ФБР альянса. Джеймс Уайти Балджер был замешан в 19 убийствах, рэкете и наркоторговле. А с 1995 года, когда история с покровительством Федерального бюро расследований была раскрыта, он 16 лет числился под номером два в списке самых разыскиваемых преступников Америки. Ещё один криминальный байопик в прокате, только уже не гламурный бурлеск «свингующего» Лондона, как в недавней «Легенде», а серая давящая атмосфера Бостона 70-х задаёт повествованию подчеркнуто серьёзный тон. В кадре: бюрократические будни ФБР (зрителю не суждено увидеть даже банальной перестрелки полиции с мафией), предельно конкретное насилие там, где речь идёт о бандитах и, конечно, брутальный криминальный авторитет в исполнении Джонни Деппа, на которого создатели фильма сделали основную ставку в привлечении зрительского внимания. Действительно, от Джонни Деппа этой роли ждали! Многие заранее готовились наконец увидеть в ней возвращение актера в удачном амплуа, а более искушённые поклонники криминального жанра и знатоки фильмографии Деппа надеялись, что «Черная месса» станет достойным продолжением депповской криминальной трилогии, состоящей из «Донни Браско» (1997), «Кокаина» (2001) и «Джонни Д.» (2009). При выходе из кинозала некоторые журналисты будто по инерции облегчённо вздыхали: «Слава богу, наконец-то не Джек Воробей». В действительности слои грима на лице Джонни Деппа, белесые «акульи» линзы и выдающаяся накладная лысина меняют детали и настроение его образа, но опять работают по старому принципу, а именно: подчёркивают эксцентричность персонажа, как и в случае с пресловутым Джеком Воробьём и не менее эксцентричным Эдвардом Руки-Ножницы, хотя здесь у героя совсем иная тональность. Откровенно режет глаз столкновение этого гипертрофированного образа с максимально документальными персонажами второго плана. Среди них особенно органичны Кевин Бейкон («Таинственная река», «Спящие») в роли шефа бостонского ФБР, Кори Столл («Карточный домик», «Штамм»), играющий его преемника на этом посту, а также Рори Кокрейн («Операция Арго») в немногословной роли верного подельника Балджера, настоящего преступника, простого в своей жестокости, потому что угрожать, пытать и убивать - это всего лишь его работа. Режиссер Скотт Купер постарался собрать букет из знакомых лиц и громких имен, но даже вторые по важности после самого Балджера персонажи Конноли и Уильяма в исполнении Джоэла Эдгертона и Бенедикта Камбербэтча, хотя и не особо отличились здесь в актёрском плане, всё равно контрастируют с главным героем так, что кажется, они просто пришли в «Чёрную мессу» из разных фильмов.

Это не значит, что Депп играет плохо, отнюдь! Просто на их фоне модифицированный гримом Джонни Депп смотрится эдаким вампиром, ходячей нечистью, непонятно почему присутствующей среди вполне реалистичных людей. Видимо, эта нарочитая демоничность и неестественность его образа должны придавать дополнительные оттенки значения названию фильма. Подобно тому, как чёрная месса извращает смысл богослужения, преступное сотрудничество ФБР с криминальной группировкой извращает саму суть служения закону. На это же указывает пикантная деталь, взятая из реальной истории Джеймса Уайти Балджера - брат криминального авторитета, ставший сенатором от Бостонского округа. Фильм в целом хоть и выдерживает мрачное напряжение, обязательное для жанра криминальной драмы, а местами даже смотрится весьма достоверным, всё же в итоге оставляет со смутным ощущением нехватки объёма. Там где надо, нам откровенно дадут понять, что именно инфантильные впечатления застят глаза «взрослому мальчику» - агенту ФБР Конноли: всё из детства. В других местах фактические подробности биографии Балджера, серия личных трагедий объяснит, как из этого полувампира с немногими, но святыми ценностями выветрились последние остатки человеческого. Довольно любопытно, что последней вещью, вызвавшей живое движение души закоренелого преступника стала борьба IRA (Ирландской национально-освободительной организации) с британским правительством, приравнявшим её деятельность к терроризму. Сюжет о поддержке, которую ирландская мафия из Америки оказывала IRA, исторически достоверен. Однако и тут крайне успешному гангстеру придётся по-человечески потерпеть очередную неудачу.На таких психологических драмах фильм концентрируется куда подробнее, чем на деталях восхождения героя к криминальному олимпу. При этом зрителю приходится в уме постоянно сидеть на двух стульях: с одной стороны, сочувствовать герою Деппа сложно, почти невозможно, с другой - в сюжет всё-таки специально были заложены поводы для этого сочувствия. Можно ничего не знать о сверхпопулярном первоисточнике - книге под названием «Чёрная месса: правдивая история дьявольского союза между ФБР и ирландской мафией» репортёров Джерарда О`Нила и Дика Лера, но невозможно избавиться от ощущения, что литературный источник диктует фильму свои правила. Проблема «Чёрной мессы» как раз в том, что режиссёр Скот Купер, хотя всячески и старается дотянуть до уровня Мартина Скорсезе, который тоже любит снимать об ирландской мафии и также использовал Джеймса Балджера в качестве прототипа главного героя в своих «Отступниках», так и не смог по-настоящему перевести литературный сюжет на язык кино. Исторической достоверности авторы фильма часто достигают мошенническим способом - обилием интерьерных съёмок и крупных планов. Они же вкупе с психологически простроенными сценами насилия часто помогают нагнетать напряжение. Хотя грим Джонни Деппа тоже успешно работает на эффект устрашения. Повествование не всегда оправданно скреплено чередой флеш-форвардов: то и дело мы видим сцены допросов, на которых уже задержанные полицией члены криминальной группировки вспоминают историю её лидера. Правосудие, как всегда, восторжествовало, хотя чуть было не превратилось в нечто противоположное. Ответы на все вопросы авторы пытаются дать внутри самого же фильма, оставляя без ответа главный вопрос: зачем же всё это было нужно и с каким ощущением они хотят оставить зрителя, когда по экрану пойдут финальные титры?

Вердикт:

«Чёрная месса», безусловно, задумана как мужское кино, отсюда его суровый тон, для этого внушительный мужской актёрский состав. По фильму очень удобно изучать, из каких элементов должно слагаться кино о легендарном преступнике, но, при всём уважении к отдельным достижениям фильма, в золотой фонд криминального жанра он, увы, не войдёт.

Источник фото:imdb.com

© Источник

Добавлено: 27-10-2015, 23:00
0
929

0

Похожие публикации


Наверх Яндекс.Метрика